Психологическая АБВГДейка

Психологическая АБВГДейка
 
Аудиал, визуал, кинестетик…
 
           Начнем с особенностей восприятия.
         Можно выделить три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» - это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
         Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех и других и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо для построения эффективного общения. Перечисленные в таблицах (Приложения 1,2) характерные черты «аудиалов», «визуалов» «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника и наладить с ним конструктивное общение.
 
Борьба, бегство или бездействие?
 
         Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», помогает прояснить отношения и т.д.
         Для описания способов разрешения конфликтов очень часто обращаются к двухмерной модели К. Томаса, включающей показатели внимания к интересам партнера и своим собственным. В соответствии с этой моделью выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:
         - конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера;
         - избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера;
         - компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной;
         - приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план;
         - сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
         Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны в таблице 1.
 
Таблица 1.
Способы регулирования конфликтов
Стиль
Сущность трагедии
Условия эффективного применения
Недостатки
Соревнование
Стремление добиться своего в ущерб другому
Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.
При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения
Уклонение
Уход от ответственности за решения
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.
Переход конфликта в скрытую форму.
Приспособление
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов
Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти.
Вы уступили. Решение откладывается.
Компромисс
Поиск решений за счет взаимных уступок
Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны.
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.
Сотрудничество
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников
Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения.
Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха.
 
Вопросительная ситуация.
 
         Быть услышанным и понятым стремится каждый человек. Особенно важным это становится в ситуациях, когда мы где-то адаптируемся: в новом городе, в новой компании, на новой работе.
         Существуют определенные техники постановки вопросов. Эти техники позволяют не только оперативно получить достоверную информацию, но и грамотно выстраивать взаимоотношения. Как говориться: «Каков вопрос – таков и ответ».
         В таблицах 2 и 3 мы рассмотрим существующие типы вопросов, способы их формулирования и некоторые типичные ошибки, которые мы можем допустить, когда о чем-то спрашиваем.
 
 
Таблица 2.
Виды вопросов и способы их формулирования
 
Тип вопросов (коммуникативные техники)
Определения
Как это сделать?
Открытые вопросы
Вопросы, предполагающие развернутый ответ
Начинайте вопрос со слов:
Что? Как? Каким образом? При каких условиях? И т.п.
«На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т.п.) мы должны обратить внимание?»
«Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?»
«Какой результат был бы приемлемым для вас?»
«Как мы могли бы сформулировать свою задачу?»
«Что вы имеете в виду, когда говорите…?»
«Если вы займете эту позицию, то какими будут ваши первые действия?»
Закрытые вопросы
Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, количества и т.п.) или ответ
«да» / «нет»
«Когда истекает срок сдачи документа?»
«Сколько единиц у вас осталось в резерве?»
«Ты хочешь отказаться от этой работы?»
«Вас больше всего интересует график работы?»
и т.п.
Альтернативные вопросы
Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов
«Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно?»
«Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте?»
«Вас интересуют проблемы мотивации персонала или мотивации руководителей?»
 
Таблица 3.
Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления
 
Типичная ошибка в формулировании вопроса
Почему это ошибка?
Способы преодоления
1. Почему?
Скрытое обвинение: «Ваш выбор мне не понятен, а следовательно, неправилен»
Каковы основные аргументы в пользу этого решения?
Какова логика этого выбора?
Чем можно было бы подтвердить целесообразность такого решения?
2. Почему вы не…?
Скрытое обвинение: «Вы выбрали неправильный путь».
Какие меры могли бы быть эффективными в этой ситуации?
Как мы могли бы обосновать их эффективность?
3. Как вы могли согласиться…? (отказаться… пригласить… не пригласить… так ответить… не ответить… и т.п.)
Скрытое обвинение: «Вы недостаточно опытны (предусмотрительны, лояльны…)» и т.п.
Чем было продиктовано положительное решение?
Что побудило вас согласиться?
Не могли бы вы привести обоснования своего решения?
 
Главное – спокойствие.
 
         Стрессы – это неотъемлемая часть нашей жизни, и избежать их практически не удается. Поэтому стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.
         Рекомендация №1. В любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта.
         Рекомендация №2. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в вас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.
         Рекомендация №3. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
        
Рекомендация №4. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
         Рекомендация №5. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые расслабляющие упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.
        
 
Для регуляции эмоционального напряжения (предупреждения возникновения стресса) можно использовать некоторые техники, приведенные в таблице 4.
 
Таблица 4.
Техники регуляции эмоционального напряжения
 
Снижают напряжение:
 
Повышают напряжение:
1. Подчеркивание общности с партнером (сходство целей, интересов, мнений, личностных черт и др.).
1. Подчеркивание различий между собой и партнером.
2. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
2. Принижение партнера, негативная оценка его личности, приуменьшение его вклада в общее дело и преувеличение своего.
3. Вербализация (словесное обозначение) эмоционального состояния (своего и партнера).
3. Игнорирование эмоционального состояния (своего и партнера).
4. Проявление интереса к проблемам партнера.
4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
5. Предоставление партнеру возможности выговориться.
5. Перебивание партнера.
6. В случае вышей неправоты, немедленное признание этого факта.
6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
8. Обращение к фактам.
8. Переход на «личности».
9. Спокойный уверенный темп речи.
9. Резкое убыстрение темпа речи.
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.
10. Избегание пространственной близости и контакта глаз.
 
 
Для сохранения спокойной эмоциональной обстановки необходимо постоянно упражняться. Верным средством здесь будет учет возможных типичных ошибок и способы их преодоления (смотри таблицу 5).
 
Таблица 5.
Типичные ошибки в регуляции эмоционального напряжения и способы их преодоления
Типичная ошибка
вербализации
Почему это ошибка?
Способ преодоления
1. Подчеркивание общности в том, что партнер ни в коем случае не хочет за собой признавать:
- Мы с тобой оба не любим, когда нам прижимают хвост…
- Шеф нас с тобой за людей не считает…
Может восприниматься партнером как скрытое принижение его личности. Человек хочет принадлежать только к той общности, которая является референтной (принимаемой и принимающей его взгляды и ценности).
Подчеркивать общность «недостатков» или «слабостей» только в том случае, когда это не воспринимается как угроза самооценке.
Лучше выбирать формулировки, в которых недостатки выступают как продолжение достоинств:
- Мы оба нетерпимы к неточностям…
- Ну и резкими же мы бываем с тобой!
2. Действие с точностью наоборот при подчеркивании значимости:
- Вы хорошо это сделали! Я от вас этого не ожидал…
- Вы сегодня хорошо выступили, не то что обычно!
Скрытое принижение личности партнера. Фактически ему передается послание о том, что обычно он находится на гораздо более низком уровне. В бочку меда добавляется ложка дегтя.
Избегать сравнени1 данного человека с ним самим и с ожиданиями в отношении него:
- Вы хорошо это сделали!
- Вы так удачно выступили сегодня!
3. Голословные заявления вместо вербализации:
- Я вас очень хорошо понимаю…
- Я вас прекрасно понимаю!
1) До тех пор, пока эмоция не названа, человек может продолжать думать, что его на самом деле поняли неправильно.
2) Человеку хочется, чтобы его поняли ровно настолько, насколько он хочет быть понятым. «ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ» может вызвать страх разоблачения.
Если состояние собеседника не вполне понятно или вы чувствуете, что в нем происходит борьба разнообразных чувств, то лучше использовать нейтрально-уважительные формулировки с вопросительной интонацией:
- Вы удивлены?
- У вас это вызывает протест (огорчение)?
- Вы чувствуете себя неуютно?
- У вас пока нет уверенности в том, что…?
4. Вербализация тех негативных чувств и состояний, которые лишь усиливаются в результате вербализации:
- У вас усталый вид…
- Вы выглядите так измученно…
- У тебя такой испуганный вид…
Свежий вид, бодрость, подтянутость – и внешняя, и внутренняя – все это признаки благополучия, свидетельствующего о способности добиваться социального успеха. Усталый вид – признак определенного поражения, уступки трудностям жизни. Обсуждение таких состояний ввергает в пучину «русского негатива»
Уважительные и более нейтральные формулировки:
- Вы сконцентрированы…
- Вы в напряжении сил…
- Вы опасаетесь…
Ты чем-то встревожена…
 
Давайте говорить друг другу комплименты.
 
         В процессе общения важно не просто передать и воспринять информацию, необходимо также сохранить собственный имидж, понять другого человека, защитить свои интересы без ущерба для партнера по общению. Помочь в этом нам могут техники ведения беседы.
 
        
Техники, не способствующие пониманию партнера.
1) Негативная оценка – в беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде: «Глупости ты говоришь…», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь…», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете…» и т.п.
2) Игнорирование – мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.
3) Эгоцентризм – мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
Промежуточные техники.
1) Выспрашивание – мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняем ему своих целей.
2) Замечания о ходе беседы – в ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора…», «Мы несколько отвлеклись от темы…», «Давайте вернемся к цели нашего разговора…» и т.д.
         3) Поддакивание – мы сопровождаем высказывания партнера реакциями типа: «Да-да…», «Угу…».
         Техники, способствующие пониманию партнера.
         1) Вербализация, ступень А (проговаривание, повторение) – мы дословно повторяем высказывание партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т.п.
         2) Вербализация, ступень Б (перефразирование) – мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Другими словами, ты считаешь, что…» и др.
         3) Вербализация, ступень В (интерпретация и развитие идеи) – мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…» или «Вы так считаете, видимо, потому что…».
         Зачастую нам необходимо не только выслушать и понять собеседника, но и отказать ему. «Нет» может быть разным, существует целый спектр отказов. Но как это сделать грамотно, безболезненно для партнера и, конечно же, для себя? В приложении 3 приведены некоторые основные техники отказа собеседнику.
         «Высшим пилотажем» в построении взаимодействия можно считать искусство делать и принимать комплименты. В основе комплимента лежит психологический феномен внушения. Использование комплиментов может стать одним из способов эффективного взаимодействия, так как именно комплименты могут способствовать формулированию благосклонного отношения к собеседнику.
         Комплименты не должны содержать гипербол, «приправ», двойного смысла, непонятных слов. Принимая комплименты, мы даем собеседнику обратную связь. Поэтому, если комплимент вам понравился, скажите об этом открыто, например: «Мне приятно это слышать», «Спасибо. Вы подняли мне настроение», «Мне никто никогда не говорил ничего подобного», «Я рада, что вам понравилось».
         В таблице 6 приведены некоторые основные правила комплиментов.
 
Таблица 6.
Правила комплиментов
Правила
Описание
Образцы комплиментов
с нарушениями данного правила
Без
гипербол
Гипербола – это очень большое преувеличение, которое может сделать комплимент неискренним, неубедительным, фальшивым
«Вы сегодня так хорошо выступали на совещании. Ваша речь звучала как речь президента». (Если этот комплимент адресован человеку, который выступил первый раз за 3 года и сказал всего несколько слов неуверенным голосом, он может воспринять это как сарказм).
Без
«приправ»
В некоторых случаях мы добавляем к комплименту фразу, которая противопоставляет заслуги человека его недостаткам. В этом случае комплимент может звучать как порицание.
«Вы очень вежливы, а вот скромным вас не назвать!», «У вас хорошая память (сила воли и пр.)! Вот бы ее да в интересах дела!», «У вас поразительная наблюдательность, а вот память плохая!».
 
Без
дидактики
Иногда мы делаем комплимент и в заключение добавляем какое-либо поучение, например: «Всегда будь таким!». В этом случае комплимент воспринимается как напутствие.
«Тебе всегда следует быть такой активной, как сегодня!», «Твердость убеждений украшает тебя! Умей отстаивать свои позиции!», «Ты сегодня прекрасна! Завтра будешь еще лучше!».
Без
двойного
смысла
Некоторые комплименты, сформулированные не совсем четко, могут носить двойной смысл. В этом случае комплимент может быть воспринят и как угроза, и как насмешка, и как порицание и т.д.
«Верно говорят: никто так не умеет льстить, как вы!», «Вашей болтливости можно позавидовать!», «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко уходить от ответа!».
Без непонятных слов
Использование непонятных слов в комплименте может привести человека в замешательство, смутить его.
«Вы обладаете эмпатией!», «Вы второй Диаманди Иноди!».
 
Дарите комплименты своим коллегам, открыто и искренне принимайте их. Успех гарантирован!
 
Приложение 1
Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»
Используемые слова, выражения
«визуал»
«кинестетик»
«аудиал»
Существительные
Видение
Горизонт
Перспектива
Иллюзия
Экран
 
Тяжесть
Дыхание
Напряжение
Вес
Нагрузка
Удар
Давление
Прикосновение
Движение
Температура
Тон
Слово
Крик
Речь
Шепот
Интонация
Симфония
Болтовня
Монолог
Мелодия
Диалог
Эхо
Музыка
Ритм
Голос
Прилагательные и причастия
Четкий
Блестящий
Яркий
Ясный
Цветной
Пестрый
Гигантский
Большой
Маленький
Светящийся
Открытый
Изолированный
Удаленный
Узкий
Чувственный
Сентиментальный
Ощутимый
Душевный
Раздражительный
Невыносимый
Спокойный
Парализованный
Крепкий
Прочный
Твердый
Мягкий
Ледяной
Горячий
Говорящий
Глухой
Немой
Болтливый
Шумный
Молчаливый
Мелодичный
Неслыханный
Громкий
Тихий
Благозвучный
Глаголы
Видеть
Представлять
Появляться
Замечать
Освещать
Описывать
Фокусировать
Различать
Казаться
Иллюстрировать
Касаться
Трогать
Поражать
Давить
Ощупывать
Стучать
Мять
Брать
Смягчать
Сжимать
Держать
Ощущать
Шевелиться
Слушать
Говорить
Молчать
Рычать
Кричать
Шуметь
Усиливать
Гармонизировать
Звонить
Звать
Объявлять
Опрашивать
Выражать
Обсуждать
Излагать
Словосочетания
Точка зрения
Угол зрения
Быть на виду и пр.
Воспользоваться случаем
Стоять на своем
Чувствовать проблему и пр.
Находить отзвук
Звучит как
Напрягать слух и пр.
Выражения
Видеть в «розовых очках»
«Пролить свет»
Показать в истинном свете
На первый взгляд и пр.
Сдвигать камень
Развязать проблему
Вбивать клин
Наложить лапу
Рвать подметки и пр.
Говоря другими словами
Задавать тон
Медведь на ухо наступил и пр.
 
Приложение 2
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
 
Визуал
Кинестетик
Аудиал
Дискрет
Слова
Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу
Прочный, теплый, спокойный, чувство, схватывание, прикосновение, мягкий
Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих
Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы
Поза
Прямая, расправленная, голова и плечи подняты
Согнутая, голова и плечи опущены
«телефонная поза», голова наклонена в бок
Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
 
Движения
 
Скованные, судорожны
Свободные, плавные
То зажаты, то свободны
Негибкие
 
Дыхание
 
Высокое, грудное
Низкое, брюшное
В полном объеме
Ограниченное
Тональность, скорость и сила голоса
Высокий, чистый, быстрый, громкий
Низкий, неестественный, медленный, мягкий
Мелодичный, ритмичный, меняющийся
Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим
Над окружающими
Под окружающими
Глаза опущены
Смотрит над толпой
Особенность взгляда
Посмотрит, чтобы услышать
Скорее прикоснется, нежели посмотрит
Чтобы услышать, не смотрит
Никакого зрительного контакта
Поведение в конфликте
Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным
Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным
Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела
Компьютер, много и нужно говорит. Может чувствовать себя уязвимым
 
Приложение 3
Техника отказа собеседнику
 
Название техники
 
Сущность техники
Примеры высказываний
Эффективность использования
Прямолинейное «нет»
Мы просто говорим «нет», уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь
«Нет», «нет-нет, я не могу это сделать», «нет, я предпочитаю этим не заниматься»
Удобно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право
Рефлексивное «нет»
Мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет»
«Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать»
Эффективно в том случае, когда мы, даже не смотря на понимание проблемы собеседника, не можем и/или не хотим выполнять его просьбу
Обоснованное «нет»
Мы говорим «нет» и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа
«Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой»
Эффективно в том случае, если мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее
Отсроченное «нет»
Мы не даем ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание
«Мне надо подумать. Я скажу тебе позже»
Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу и/или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет
Компромиссное «нет» или «нет» наполовину
Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны
«Я не могу сделать это сегодня, но я мог бы это сделать завтра»
Этот отказ эффективен в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях
Дипломатичное «нет» или «нет» в мелочах
Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать
«Мог бы помочь тебе как-нибудь по-другому?»
Этот отказ эффективен в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение
 
Подготовлено по материалам психолога Натальи Коноваловой.